Тату в японском стиле
Традиционный японский стиль, аутентичное название ирэдзуми (от японского — инъекция краски) узнаётся по характерным ему мотивам, хорошей читаемости и определённому набору художественных средств.
В западной культуре татуировки в японском стиле могут быть разных по объёму форматов: рукав, спина, грудь, отдельные части тела, но в классическом понимании японская тату это один сюжет на всё тело. Она закрывает плечи, бедра, спину, а на груди нетронутой остаётся лишь полоса кожи от воротника до пупка, — таким образом классическая японская татуировка на теле выглядит как кимоно.
Считается что основное влияние на ирэдзуми оказало японское искусство укиё-э (яп. 浮世, образы изменчивого мира) периода Эдо, и его можно назвать золотым в японской культуре. Укиё-э так же повлияло на европейскую живопись 19 века и вдохновила новое искусство эпохи модерн.
Мотивы укиё-э которые сегодня встречаются в японских татуировках, это японский фольклор: маски, буддийские божества, знаменитые самураи, тигры, змеи, рыбы, а также мифические существа японские драконы, кирины, кицунэ, фу псы и фениксы. Этих существ колят как отдельно, так и в различном антураже, самый распространённый это морские волны. Символизм японской татуировки включает в себя не только наименование действующих объектов, но также цветовое решение и саму конечную композицию.
Японские драконы
Традиции ирэдзуми принадлежит один из самых распространённых дизайнов дракона. Можно сказать, что татуировка дракона в японском стиле является культовой. Существует не мало художников всю свою жизнь занимающихся изучением только этого мотива. Японские драконы имеют много интересных особенностей: у них нет крыльев, они имеют всего три пальца на ногах (в отличие от китайских собратьев), и т.д. В классическом варианте, татуировки дракона являются частью более крупного рисунка, который покрывает все тело; но конечно традиции нарушаются и можно всегда найти исполнителя, который сделает её любого размера.
Маски Тэнгу
Татуировки тэнгу и история мальчика, который утверждал, что его похитили
Самый гнусный бес из буддийского и синтоистского фольклора получил своё почётное место в культуре традиционной японской татуировки. Известные своими подлостями и коварными замыслами, сбивающими буддистов с пути истинного, Тэнгу, являются самыми дьявольскими мифологическими персонажами, встречающимися в традиционных японских татуировках. Хотя они вроде бы и не однозначное зло, но в то же время объём совершённых ими пакостей позволят японцам винить их почти за любое случившееся несчастье, незначительное или катастрофическое.
Как и большинство других ёкай, тэнгу происходят из древних китайских легенд. Они получили свое название от существа, известного как тянгоу — «небесная собака», — но, как вы, наверное, уже заметили, тэнгу совсем не похож на собаку. Искусствоведы до сих пор спорят о том, как именно эта фигура претерпела такую резкую трансформацию. Когда тэнгу появились в японском фольклоре, они сначала были похожи на птиц и известны как карасутенгу, карасу — означает «ворона». Их метаморфозы на этом не остановились; в течение последних 500 лет или около того они также приняли человеческий облик — дайтэнгу, также известный как «великий тэнгу» — их клювы превратились в длинные фаллические носы.
Все легенды о тэнгу интригуют, но самая захватывающая история о них происходит из реальной жизни. В период Эдо, когда тэнгу приобрели известность в укиё-э и Иредзуми, мальчик по имени Торакичи утверждал, что был похищен одним из них. Он пропал без вести на несколько недель, а затем таинственным образом вернулся в свою горную деревню. Его небылица о похищении тэнгу стала предметом стольких интриг, что ученый Хирата Ацутане пришел допросить его об этом опыте. Хирата опубликовал отчет о своем времени с Торакичи в 1822 году. Текст содержит стенограммы их разговоров, в которых ребенок описывает как демон учил его летать, а также утверждал об различных играх с драконом. Наверное, эта японская грамота доказывает существование бесов тэнгу в реальном мире:)
И карасутэнгу, и дайтэнгу до сих пор часто изображаются в традиционных японских татуировках. Клювоносые или носатые Пиноккио, одно из их самых популярных воплощений — форма маски, но они также появляются в изображениях в полный рост. Несмотря на множество обличий, татуировки тэнгу, как правило, подчеркивают их маниакальную природу, придавая им ненормальные и искаженные выражения.
Во времена зарождения практики татуирования в Японии работы с телом выполнялись вручную с помощью длинного бамбукового или металлического инструмента с иглой, прикрепленной к кончику. Несмотря на то что большинство мастеров сегодня используют тату машины для нанесения японских татуировок, существуют и любители аутентичного метода, кто поддерживает традицию неэлектрического ручного татуирования или тебори.